Архив статей

Реализация социального проекта «Мой друг»

В условиях объективного ухудшения социально-экономического положения отдельных категорий семей, проживающих на территории Центрального района г. Красноярска, увеличивается число подростков, находящихся вне поля позитивно ориентированных организованных форм досуга, совершающих правонарушения и преступления. Для преодоления этой негативной тенденции специалистам учреждений системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних приходится отвечать на вызовы времени и принимать необходимые меры по максимально полному вовлечению детей и подростков в организованные формы досуга.
Социальный проект «Мой друг» явился одной из мер в рамках решения задач по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в возрасте 14–17 лет. Цель проекта:
– социализация и ресоциализация подростков, находящихся в социально опасном положении (далее – СОП), детей «группы риска»;
– практико-ориентированное обучение студентов гуманитарных специальностей работе с «трудными» подростками.
Задачи проекта:
– вовлечение подростков категории СОП и «группы риска» в положительные социокультурные практики базовых учреждений и сообществ района;
– организация досуговых мероприятий с привлечением несовершеннолетних;
– формирование у несовершеннолетних устойчивых морально-этических норм и культурных установок с помощью положительного жизненного опыта и личного примера наставников в процессе их равноправного диалогического общения и совместной деятельности с детьми.
Важную роль в этой работе играют студенты-первокурсники гуманитарных специальностей, которые с помощью погружения состоящих на различных видах профилактического учета несовершеннолетних в положительные социокультурные практики эффективно способствуют ресоциализации и социализации «трудных» подростков. У этих ребят фокус контроля сдвигается с внешнего мира на внутренний, они пытаются разобраться в себе, стараются более осмысленно и ответственно относиться к своим действиям и поступкам. В силу небольшой разницы в возрасте «трудные» подростки и их наставники имеют сходные интересы, между ними быстро устанавливаются коммуникации. Все это способствует успешной реализации проекта.
Работа в рамках проекта с использованием технологий наставничества и при индивидуальном сопровождении несовершеннолетних проходит в четыре этапа. Она предусматривает организацию с несовершеннолетними различных мероприятий в процессе приобщения их к социально одобряемым формам проведения досуга.
На первом этапе происходит набор студентов первого курса гуманитарного профиля (наставников) и «трудных» подростков в возрасте от 13 лет для участия в проекте. Набор студентов осуществляется после проведения презентации проекта на площадках вузов, расположенных на территории района. В нем участвуют специалисты Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации района, представители Муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Центрального района в г. Красноярске» и других учреждений системы профилактики, функционирующих на территории района, а также студенты, уже принимавшие участие в проекте.
На втором этапе происходят обучение студентов, введение их в предстоящую деятельность, знакомство с подростками. Первая встреча организуется на совместном мероприятии. Обучение проводится специалистами учреждений системы профилактики района и состоит из обязательной части и одного занятия по запросу студентов.
Реализация социального проекта «Мой друг», изображение №2
Мероприятия проводятся на территории образовательных учреждений, в которых обучаются подростки, включенные в проект. В процессе проведения и участия в мероприятии дети и студенты-тьюторы знакомятся друг с другом и образуют диады. После этого студенты посещают семьи подростков. При этом обязательно присутствует руководитель проекта – член районной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В ходе взаимодействия студент-наставник и подросток общаются очно и в социальных сетях, принимают участие в различных мероприятиях, вместе проводят досуг, занимаясь в свободное время, в зависимости от интересов и увлечений подростка, тем или иным полезным делом.
На третьем этапе работы студентов с подростками в ходе проводимых ежемесячно личных рефлексивных встреч определяются трудности, возникающие в процессе их взаимодействия и определяются пути решения проблем. В ежедневном режиме обеспечивается курирование работы студентов с «трудными» подростками, ход которой освещается в социальной сети «ВКонтакте». Студенты-тьюторы, участвуя в заседании районной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, отчитываются о своей работе.
На четвертом, заключительном этапе проводится анализ проделанной работы и подводятся ее итоги.
Реализация проекта, позитивное взаимодействие студентов-тьютеров с подростками способствуют социализации несовершеннолетних, привитию им общественно одобряемых норм поведения, приобщению их к традиционным жизненным ценностям, формированию у них необходимых для успешной жизни личностных качеств. Результатом такой деятельности является снятие подростков с профилактических учетов. Важно и то, что пользу от такого сотрудничества получают не только подростки, но и студенты, приобретая практический опыт работы с «трудными» подростками, развивая и совершенствуя навыки установления с ними доверительного общения и конструктивного взаимодействия.
В 2019/2020 учебном году было проведено 13 мероприятий с охватом 45 подростков. Например, в квесте «Яркий “Я”» участвовали десять подростков и десять студентов проекта. В образовательных учреждениях района с целевой аудиторией проекта «Мой друг» проведена серия квестов «Преодолей себя!», направленных на профилактику негативных проявлений в подростковой среде. Квест включал в себя пять «точек» (квестовых единиц), на каждой из них участники выполняли различные задания в рамках заданной тематики. В результате каждый участник определил сильные и слабые стороны своей личности и уровень собственной склонности к зависимым формам поведения.
Реализация социального проекта «Мой друг», изображение №3
Общее количество участников квеста составило более 60 человек, 12 из которых (все они задействованы в проекте) состоят на разных видах профилактического учета. Остальные ребята состоят на внутришкольном учете или относятся к категории «группы риска». Участники проекта совместно посещали кинотеатры, творческие мастер-классы, играли в боулинг, преодолевали полосу препятствий в спортпарке «Атлетика», занимались в театральной студии и гимнастическом зале Центра экстремального спорта «Спортэкс» – на постоянной основе в сопровождении студентов-тьюторов гимнастический зал «ЦЭС “Спортэкс”» посещают порядка 13 человек.
В 2021 г. «трудные» подростки вместе со студентами-тьютерами дважды побывали в АТЦ «МедведьХолдинг», при спонсорской поддержке бильярдного клуба «Монте-Кристо» поиграли в бильярд, со специалистами Центра авторского самоопределения молодежи «Зеркало» сразились в настольную игру «Мафия», приняли участие в спортивных соревнованиях по преодолению полосы препятствий в спортпарке Atletika.
Реализация социального проекта «Мой друг», изображение №4
Кроме того, в 2021/2022 учебном году со студентами-наставниками были проведены встречи, в рамках которых состоялись два обучающих тренинговых семинара на темы «Основные черты аддиктивного поведения подростков “группы риска”» и «Особенности коммуникации с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении».
Основной проблемой в период реализации проекта была сложная эпидемиологическая обстановка, препятствующая проведению мероприятий в очном режиме в связи с распространением новой коронавирусной инфекции
COVID–19 .
Реализация проекта показала, что погружение «трудных» подростков в здоровую социальную среду дает им возможность получить положительный опыт, выбрать новое для себя направление деятельности и совершенствоваться в нем, постепенно изменяя свои негативные взгляды и привычки, настраиваясь на позитивный лад.
В.М. ЗЯБЛИКОВ,
главный специалист отдела культуры, молодежной политики и спорта Администрации Центрального района в городе Красноярске
О.О. БУБЛИК,
главный специалист – ответственный секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Центрального района в городе Красноярске
Журнал "Инспектор по делам несовершеннолетних"
Made on
Tilda