В наших журналах

Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних в процессе проведения следственных действий

В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества несовершеннолетних, вовлеченных в преступления в том или ином статусе. Это, в свою очередь, увеличивает количество обращений сотрудников полиции и Следственного комитета к педагогам с просьбой оказать содействие в следственных действиях в части психолого-педагогического сопровождения детей и подростков.
В течение нескольких лет мне, как педагогу-психологу, приходится достаточно часто контактировать с представителями правоохранительных органов в процессе подготовки и проведения следственных действий в отношении несовершеннолетних – я участвую в подобных мероприятиях в среднем десять-пятнадцать раз в месяц.
Имеющийся опыт работы позволяет определить основные аспекты деятельности педагога по данному направлению.
В следственных действиях (далее по тексту – СД) педагог участвует в статусе специалиста, обладающего специальными знаниями в области возрастной и коррекционной психологии.
Психологическое сопровождение несовершеннолетних во время СД имеет две равнозначные цели:
1) защиту прав, интересов и психического здоровья ребенка;
2) получение от ребенка возможно более полной и точной информации, имеющей значение для уголовного дела.
Эти цели не противоречат одна другой, а, напротив, дополняют друг друга. Чем меньшие стресс и внутреннее напряжение будет испытывать несовершеннолетний во время СД, тем выше вероятность того, что он даст содержательные, подробные и достоверные показания. Это, в свою очередь, ведет к уменьшению психотравмирующего воздействия на психику ребенка.
Для достижения этих целей основной акцент в своей работе я делаю на оказании реальной помощи несовершеннолетнему (в каком бы качестве он ни участвовал в СД) и следователю по установлению контакта между ним и ребенком.
Этапы работы педагога-психолога в статусе специалиста, сопровождающего несовершеннолетнего в процессе СД, следующие.
1. Подготовительный этап (ознакомление с материалом доследственной проверки или уголовного дела, консультирование следователя по вопросам особенности психического развития ребенка, подготовка к работе со следователем родителя (законного представителя) и несовершеннолетнего).
2. Основной этап (психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего и других участников СД в период их проведения).
3. Заключительный этап (оформление необходимой документации, подписание протоколов допросов).
Главными участниками СД являются:
– следователь;
– несовершеннолетний;
– родитель (законный представитель) несовершеннолетнего;
– специалист (педагог-психолог).
Основные направления работы педагога-психолога с родителем (законным представителем) несовершеннолетнего:
– установление контакта;
– разъяснение последующих действий следователя;
– стабилизация эмоционального состояния родителя;
– настрой родителя на дальнейшую работу.
Очень важно начинать работу именно с родителя. Независимо от возраста и статуса ребенка (жертва, правонарушитель, свидетель) в стрессовых ситуациях за поддержкой он всегда обращается к самому близкому человеку – маме или папе. Помощь и душевное тепло родителя жизненно необходимы ребенку, оказавшемуся в стрессовой ситуации.
Из собственного опыта я знаю, что работа с родителем подчас занимает больше времени, чем работа с ребенком. Многие родители в том, что случилось, начинают винить себя, переживают бурю эмоций. Ребенок, видя это, начинает еще больше нервничать, что сильно затрудняет проведение СД. Моя, как специалиста, задача – объяснить родителю, как важно в данной ситуации поддержать ребенка, и как это делать правильно.
Приходится сталкиваться с двумя основными типами реакции родителей на происходящее:
1. Бурная реакция по непринятию и отвержению случившегося. В этом случае я работаю на снижение ярких эмоциональных проявлений. Наиболее эффективными в таких случаях бывают техники внушающего воздействия, дыхательные техники.
2. Ситуация «ступора», когда родитель отрешен, внешне никак не реагирует на происходящее. Он идет на контакт, но взаимодействие с ним затруднено из-за его замедленных реакций, нечетких ответов. В этих случаях особое внимание я уделяю выстраиванию диалога, беседы с родителем: содержательной части разговора, формулированию вопросов. Подчас такое общение приходится начинать с разговора на отвлеченные темы, постепенно подводя родителя к теме следственных действий.
Нельзя допустить, чтобы родитель «давил» на ребенка, торопил или отчитывал его за произошедшее с ним, ведь это может усилить эмоциональное напряжение несовершеннолетнего. Чтобы родитель смог реально помочь своему ребенку, стать для него дополнительным ресурсом, ему самому необходимо быть собранным и эмоционально устойчивым. Поэтому мне, как педагогу-психологу, необходимо нейтрализовать напряженный эмоциональный фон родителя, по возможности снять у родителя те негативные чувства (страх, гнев, тревога, возбуждение), которые он испытывает.
Повышенные внимание и психологическая поддержка во время СД оказываются несовершеннолетним, которые:
– переживают стресс (например, при опознании или допросе на месте происшествия);
– имеют признаки отставания в психическом развитии или ярко выраженные индивидуально-психологические особенности (например, повышенная импульсивность, агрессивность и т.п.);
– страдают соматическими заболеваниями или психическими расстройствами.
Основные направления работы педагога-психолога с несовершеннолетним и с родителями примерно одинаковые:
– установление контакта (приветствие, знакомство);
– стабилизация эмоционального состояния;
– разъяснение последующих действий следователя;
– настрой на дальнейшую работу.
Получение максимально полной и достоверной информации от несовершеннолетнего о преступлении может быть достигнуто благодаря правильно построенной с ним беседе. Установление психологического контакта с ребенком, правильно сформулированные, точно поставленные вопросы, не содержащие элемента давления или внушения, применение специальных техник (активное слушание, снятие эмоционального напряжения, установление обратной связи) позволяют специалисту выяснить детали, необходимые для расследования дела.
В тех случаях, когда нет возможности быстро стабилизировать эмоциональное состояния несовершеннолетнего, по рекомендациям педагога-психолога ребенку, чтобы мог успокоиться, собраться с мыслями, предоставляется возможность переключить внимание на другой вид деятельности (рисование, раскрашивание, листание книги или журнала и т.д.).
Конечно, поведение ребенка-жертвы и ребенка-правонарушителя значительно отличаются. Поэтому и подходы, используемые мною в работе с детьми – участниками СД, в каждом конкретном случае варьируются.
С жертвами преступления работа носит успокаивающий, поддерживающий характер. Взаимодействуя с такими детьми, большое значение я придаю тембру, громкости, интонациям своего голоса. При этом применяю различные техники: активного слушания, аутогенной тренировки, дыхательные, внушения, нейролингвистического программирования («смещение якорей»), ароматерапии (если позволяет помещение, в котором проводятся СД).
Особого внимания требуют дети, ставшие жертвами сексуальных преступлений. Им тяжело даются такие процедуры следственных действий, как допрос под видеозапись и проверка показаний на месте преступления. Для сохранения психического здоровья ребенка нежелательно возвращать его в пережитую им стрессовую ситуацию, однако проведение необходимых следственных действий без этого невозможно. В таких ситуациях роль педагога-психолога особенно важна. В наиболее сложных подобных случаях я беру на себя ведущую роль в ведении допроса, уделяя особое внимание формулированию вопросов и эмоциональной поддержке ребенка. При проверке показаний на месте совершения преступления применяю техники убеждения и внушающего воздействия, методы понимания и сочувствия, снятия напряжения в отношениях.
С ребенком-правонарушителем работа педагога-психолога строится несколько по-иному. В поведении таких детей обычно присутствуют вспыльчивость, агрессивность, демонстративность. Важно понимать и то, что, к большому сожалению, 90% совершивших преступление несовершеннолетних не осознают серьезности последствий для них их действий. В работе с такими детьми доказывают свою эффективность методы убеждения, внушения, проявления уважения, доверия к ребенку, обращения к его совести.
Работа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних во время проведения следственных действий требует от специалиста высокого профессионализма и постоянного повышения квалификации. Чтобы уровень моей профессиональной компетентности соответствовал предъявляемым в ходе следственных действий ко мне как специалисту-психологу требованиям, я регулярно прохожу обучение на семинарах и курсах повышения квалификации («Судебная и внесудебная психологическая экспертиза детско-родительских отношений», «Работа с подростками, находящимися в конфликте с законом»). Я прошла профессиональную подготовку по программе «Судебная психологическая экспертиза», получила квалификацию «Эксперт-психолог» и сертификат соответствия судебного эксперта.
Признанием результативности моей работы по данному направлению является ее высокая оценка со стороны сотрудников Следственного отдела по Ачинскому району, Боготольского межрайонного следственного отдела ГСУ СК РФ по Красноярскому краю и Республике Хакасия, выражающаяся, в том числе, и в благодарственных письмах, которые я получаю ежегодно.
В завершение описания моего опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних в процессе проведения следственных действий считаю уместным привести высказывание древнеримского философа-стоика, поэта и государственного деятеля Луция Аннея Сенеки: «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого».

Инспектор по делам несовершеннолетних №2, 2023

Made on
Tilda