Проблема осложненного поведения подростков является актуальной и для семьи, и для школы, и в целом для всего нашего общества. К осложненному поведению относится и пассивность.
Пассивность – это поведенческая модель человека и негативная морально-этическая черта личности, которая проявляется в бездеятельности, отстраненности, безынициативности, равнодушии, безучастности в отношении коммуникаций, требований среды и внешних воздействий. Она не позволяет успешно социализироваться, избегать стрессовых ситуаций, депрессий, различного рода негативных личностных изменений. Растет число подростков, у которых деформируется система ценностно-нормативных представлений и ориентаций, социальных установок, формируется стремление жить красиво за счет нетрудовых и сомнительных доходов, смещаются коммуникации, усиливаются связи с криминалом, имеют место проблемы в учебной деятельности.
Психология детей и подростков с пассивным поведением изучена недостаточно.
Педагогическая психология рассматривает пассивность как противоположность активному, т.е. этому понятию изначально придается отрицательный смысл. Социология определяет пассивность (от лат. passivus – недеятельный) как свойство личности, противоположное активности. Оно имеет такие проявления, как бездеятельность, безразличие, безучастность, безынициативность, безволие, несамостоятельность.
Пассивные дети есть в каждом классе. Они – загадка для учителей и окружающих. На первый взгляд, с ними приятно общаться, но понять пассивного ребенка трудно. Они медлительны, никак не реагируют на замечания, как бы игнорируют их. Вовлечь такого ребенка в какой-то вид деятельности очень сложно. Иногда они как бы очнутся ото сна и в самый последний момент, когда уже не ждешь, откликаются на вашу просьбу. Они никогда не проявляют инициативу, живут в своем мире, где им комфортно. Любые проблемы побуждают их еще больше замыкаться в себе. Пассивному ребенку даже дома порой лучше быть одному в своей комнате, избегая общения с родными и близкими. Он ни в чем никому не противоречит, не спорит с родителями, не вступает в открытый конфликт, самоустраняясь от происходящего.
Нужно потратить очень много времени и предпринять много усилий, чтобы добиться от пассивного ребенка результата в том, чего он делать не желает. При этом педагог должен учитывать, что любимое дело такой воспитанник сделает довольно быстро.
Часто, особенно в подростковом возрасте, пассивность проявляется в игнорировании. Ребенок может не выполнять распоряжения других людей, делая вид, что не слышит. Он продолжает заниматься своим делом или думать о чем-то своем. Пассивный подросток все время надеется на других, сам ничего не предпринимает. Он – не хозяин своей судьбы, его жизнь зависит от других, у него нет собственного опыта.
Пассивному подростку трудно заводить новые знакомства. Он не может четко определить, что ему нравится, чем бы он хотел заниматься, с кем дружить. Пассивные дети легко могут стать марионеткой в руках опытного кукловода, который знает, за какую ниточку в какой момент надо дернуть, куда повернуть. И в результате таких детей мы видим на несанкционированных митингах, организуемых противниками действующей власти.
Пассивные дети не проживают своей жизни. Они живут жизнью другого человека, под влияние которого попали. Возможно, этот человек – сверстник пассивного ребенка, но очень уверенный в себе, а возможно, – взрослый.
Пассивность проявляется в безынициативности, безволии, нежелании делать усилия, идти на риск. Все новое исключается и не приветствуется, предпочтение отдается знакомой обстановке, занятиям привычными делами.
Причины пассивного поведения подростка разнообразны. По мнению медиков, психологов причиной пассивного поведения может стать минимальная мозговая дисфункция (ММД), которая проявляется в незначительных нарушениях работы головного мозга, возникших в период внутриутробного развития или во время родов. Уже в раннем детстве можно заметить такие проявления, как чрезмерная вялость, постоянная пассивность ребенка, он как бы заторможен, апатичен, сонлив. И кажется, что его ничто не может вывести из такого состояния. Некоторые родители радуются, что с рождения ребенок спокойный, много спит, не плачет, не привлекает к себе внимания. На самом же деле такое поведение малыша может быть сигналом того, что у него не все благополучно.
Л.С. Славина обратила внимание на то, что причиной пассивного поведения может быть понижение интеллектуальной активности, которая проявляется недостаточной сформированностью интеллектуальных умений и навыков, отрицательным отношением к интеллектуальной деятельности, отсутствием познавательного отношения к действительности.
По мнению Л.В. Орловой, интеллектуальная пассивность может проявляться по-разному. У одних наблюдается «мотивационная» интеллектуальная пассивность: выбор легких путей достижения цели, отсутствие интереса в работе, стремление получить быстрый результат без его осмысления. При интеллектуальном напряжении возникает эмоциональный дискомфорт. Основную причину данного вида пассивности, по мнению Л.В Орловой, надо искать в семье с ее избыточно-развлекательной информацией и субъективно-пассивной ролью ребенка при получении этой информации.
У второй группы детей отмечается «операционно-техническая» интеллектуальная пассивность, вызванная пробелами в знаниях, неумением применять эти знания в новой ситуации, отсутствием умения организовывать учебную работу и самостоятельно выполнять задания. Эти дети действуют по шаблону, у них много ненужных, лишних операционных действий, несущественных вопросов по ходу работы. Они используют обходные пути при выполнении учебных заданий, применяя нерациональные и даже неуместные приемы. Предпочитают задания на репродукцию, задания простые и знакомые.
У детей третьей группы наблюдается «частичная» или «избирательная» интеллектуальная пассивность в отдельных видах работы или в некоторых учебных дисциплинах.
Наиболее сложная пассивность у детей четвертой группы с «разлитой» или «общей» интеллектуальной пассивностью. Интеллектуальная пассивность проявляется у них как в учебе, так и в игре.
Для коррекции проявлений интеллектуальной пассивности подростков очень важно знать ее причины. Они следующие:
• недостатки в воспитании действенных мотивов учения;
• усложнение учебного материала на средней ступени школьного образования;
• нежелание упорно заниматься учебным трудом в связи либо с завышенной самооценкой и легкостью овладения знаниями в начальной школе, либо с заниженной самооценкой, возникшей вследствие стойкой неуспеваемости;
• ослабление со стороны родителей контроля за ребенком или, наоборот, слишком мелочный его контроль;
• переключение внимания ребенка на внешкольную деятельность (участие в кружках, спортивных мероприятиях, коллекционирование, мелкая торговля, увлечение кино и т.д.).
Часть подростков, которым ранее не была свойственна пассивность, вдруг становятся абсолютно безразличными к учебной деятельности. Это может быть следствием болезни, переутомления, которые ослабляют физическое состояние ребенка, вызывают у него апатию. К переутомлению часто приводят перегрузки на уроках, неправильно построенный режим дня, стремление родителей максимально загрузить ребенка занятиями в секциях и кружках. Педагог должен помочь родителям осознать временную проблему ребенка и совместными усилиями устранить причину ее появления, чтобы не доводить ребенка до нервных срывов и иных негативных состояний.
Пассивное поведение у ребенка может появляться под влиянием неправильного отношения к нему родителей. Так, при гиперопеке со стороны родителей у ребенка формируются такие негативные качества, как инфантилизм, равнодушие, безучастие, душевная черствость. Пассивное поведение ребенка нередко провоцируют сами родители, требуя от него беспрекословного подчинения. Пассивность может быть связана и с некоторыми психологическими особенностями личности несовершеннолетнего. Так, темперамент может обусловливать определенное поведение. Например, флегматику свойственны инертность, малоподвижность, сонливость. Пассивное поведение может быть обусловлено такими личностными чертами, как застенчивость, обидчивость, неуверенность в себе. Часто классные руководители, руководствуясь благими намерениями, стараются активно привлекать таких детей к участию в разных мероприятиях, что приводит к обратному эффекту: у детей срабатывает механизм сверхкомпенсации, и они становятся излишне самоуверенными и конфликтными.
Детей нужно научить управлять своей активностью, регулировать ее. Они должны уметь сами организовывать себя, свою деятельность и помогать в самоорганизации своим сверстникам, у кого это не получается. Понятия «активный ученик» и «организованный ученик» близки по содержанию, но не тождественны. Организованный ученик всегда активен, но не всякий активный ученик организован, т.е. умеет управлять своей активностью, держать себя в руках.
Психологи выделяют и другие причины пассивного поведения, например, подсознательный страх, препятствующий проявлению инициативы и заставляющий занять оборонительную позицию.
Коррекция пассивного поведения ребенка должна начинаться как можно раньше и включать в себя исследование и устранение недостатков его эмоционально-волевой сферы. Она направлена на развитие активности, самостоятельности несовершеннолетнего. Как правило, пассивный ребенок нуждается в коррекции самооценки, саморегуляции, стабилизации эмоциональной сферы.
Если пассивного ребенка «проглядели», вовремя не оказали ему психологическую помощь, у него формируются внутренний отказ от активной жизненной позиции, уклонение от исполнения своих гражданских обязанностей, потребительское отношение к жизни. Социально пассивный тип поведения проявляется в уклонении от работы и учебы, бродяжничестве, употреблении алкоголя и наркотиков. Выражением крайней формы данного типа поведения является совершение суицида. В психологии подобное поведение называют «саморазрушающим». Проявления саморазрушающего поведения весьма разнообразны – это и деструктивные привычки, и патологические состояния, и негативные поступки человека как ответ на воздействие социальной среды. Такое поведение приводит к разрушению личностной структуры, деформации ключевых ее компонентов, разрушению психического и физического здоровья человека.
Л.А. ЕСИНА,
педагог-психолог Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Белгорода