В наших журналах

Стимулирование конструктивных мотивов в работе с девиацией подростков

Журнал "Инспектор по делам несовершеннолетних"
Мотивы и мотивация
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному: в одном случае – как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих; в другом случае – как совокупность мотивов; в третьем – как побуждение к активности. Мотив – это импульс, заставляющий человека что-либо делать. Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины». Затем этот термин прочно вошел в психологический лексикон для объяснения причин поведения человека. Достаточно глубокий анализ мотивации был проведен Х. Хекхаузеном. Он позволил рассматривать мотив как «конструкт мышления»: «…мотив есть гипотетический конструкт, используемый для объяснения индивидуальных различий в деятельности, осуществляемой в идентичных условиях». Конструктивная мотивация – это процесс взаимодействия человека с окружающей средой, в ходе которого человеческая энергия преобразуется в определенное поведение, соответствующее целям, ценностям и планам общества.
Самая эффективная мотивация – внутренняя, когда подростки с полной отдачей делают то, что любят, осознавая интерес и смысл занятия. В отличие от внешней мотивации, внутренняя – это когда подросток сам решил, почему для него что-то важно делать. Например, занятия спортом ради удовольствия – внутренняя мотивация, а ради участия в соревнованиях – внешняя.
Подросткам, как правило, не хватает опыта, они делают ошибки, от которых страдают сами, но через осознанную активность они обретают чувство ответственности, со временем понимая цену каждого поступка. Если же подросток без сопротивления принимает все идеи родителей относительно собственного настоящего и будущего, значит, с большой вероятностью, он растет безразличным к своей жизни.
Важно научить ребенка двигаться вперед относительно предыдущих результатов, чтобы он сам чувствовал прогресс и хотел брать новые высоты. Мы часто слышим истории, что ребята бросают любимые спортивные секции или не хотят учиться. Иногда это сопровождается формированием деструктивной, а подчас и противоправной мотивации. Противоправная мотивация может иметь различные истоки по форме и степени выраженности. Так, Г.Г. Шиханцов выделил следующие мотивы асоциальной деятельности:
– самоутверждения (статусные);
– защитные;
– замещающие;
– игровые;
– самооправдания.
Появлению у подростка противоправной мотивации, как правило, способствует наличие у него потребности в острых ощущениях, доминировании над сверстниками, завоевании авторитета, самоутверждении. Сложность заключается в том, что в ходе работы периодически приходится решать вопрос о силе и способах сопротивления подростка позитивным изменениям.
Образ будущего
Достаточно эффективна ориентация подростка на проектирование собственного будущего, которое предполагает подробное описание таких перспектив при сохранении девиантного поведения и без него. Какой будет его жизнь, если он будет продолжать конфликтовать? Что произойдет, если он изменится? Психолог помогает ребенку не только конструировать образы, но и выражать свои переживания. С целью концентрации внимания подростка на достижении желаемого, образного представления им своих целей и устремлений целесообразно использовать технику визуализации желаемого путем создания «доски желаний» – своеобразного «плаката», на котором представлены фотографии или рисунки желаемого. «Доска» может быть выполнена в электронном виде, а также на бумаге, картоне, магнитной или пробковой доске. Создавая подобную «карту», человек приводит свои размышления о будущем в порядок, его желания становятся более конкретными. «Доска желаний», которая часто находится перед глазами, помогает ее обладателю не забывать о своих намерениях и планах, зрительно представлять реализацию желаний и направлять энергию в конструктивное русло.
Стимулирование конструктивных мотивов в работе с девиацией подростков, изображение №2
Подкрепление
Многие педагоги заблуждаются, что мотивы можно внушить. Манипулирование всегда негативно влияет на внутреннюю мотивацию. Интерес к занятию теряется, если оно не было собственным выбором. Мотивация по принципу «сделаешь так – получишь это» работает, но недолго. И неважно, будет «это» наказанием или поощрением. Работа с мотивацией возможна только в том случае, если подросток видит позитивный для себя пример. В процессе педагогического воздействия формируются интересы, склонности, жизненные принципы, из которых и будет выстраиваться мотивация. Придать мотиву конструктивную направленность можно только в том случае, если мотив выстраивается самим субъектом. Поэтому необходимо быть сопричастным, а не ставить условия. Позитивная обратная связь, искренняя похвала и восхищение – сильные мотиваторы. При этом хвалить стоит за усилия, которые помогли добиться результата. Они укрепляют желание продолжать дело и дальше. При этом следует поддерживать стремление к развитию, а не к конкретному результату. Если представление о будущем вызывает положительный отклик, можно перейти к составлению плана действий по его достижению. При этом главным фактором, побуждающим клиента к сотрудничеству, являются личные отношения между ним и специалистом, основанные на честности, ответственности, поддержке и уважении.
Способность к волевому усилию
Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Поэтому как педагогам, так и родителям важно уделять внимание формированию у детей этого качества. В последнее время большое значение придается развлекательности и занимательности в процессе обучения. Однако следует отметить, что необходим баланс произвольного и непроизвольного интереса. Воля – способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать своё поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели. Важнейшая характеристика волевого поведения – самоопределение. Если поведение определяется случайными внешними обстоятельствами и людьми – это волевое поведение. Первый важнейший этап формирования воли – ребенок учится делать то, что говорят ему родители. Вначале руководит взрослый, затем ребенок по мере взросления учится ставить цели, брать на себя ответственность за принятые решения, мотивировать себя, руководить собой. Следует заметить, что способность к волевому усилию у многих подростков сформирована недостаточно, что затрудняет формирование устойчивой конструктивной мотивации при индивидуальном подходе. В таких случаях наиболее эффективным является привлечение подростка к участию в школьных исследовательских проектах, к деятельности волонтерских сообществ, занятиям в кружках, спортивных секциях, военно-спортивных клубах. Положительное влияние большинства, групповые нормы и ценности, конструктивная направленность создают необходимые предпосылки для формирования конструктивной мотивации у подростка, развития волевых качеств, усвоения социокультурных норм и самоопределения.
Стимулирование конструктивных мотивов в работе с девиацией подростков, изображение №3
Практика конструктивного мотивирования
К сожалению, такие стандартные методы, как профилактические беседы, не всегда ведут к изменению поведения. Соответственно, в основу профилактики правонарушений должно быть положено привлечение подростка к конструктивным формам социальной активности с учетом его индивидуальных особенностей, интересов и мотивации. Ежегодно в учебных организациях проводится социально-психологическое тестирование подростков. Анализ результатов позволяет психологам выделить ребят с наибольшим риском формирования деструктивных мотивов и проводить с ними как индивидуальную, так и групповую профилактическую работу.
По развитию положительных интересов у детей и подростков можно привести примеры деятельности волонтерских организаций, военно-спортивных клубов, юнармейских отрядов в городе Жуковский. Высокую эффективность в вопросах конструктивного мотивирования показали многие проекты «Молодой гвардии» Единой России, Российского союза молодежи. Несмотря на сложности, связанные с пандемией, волонтерские организации продолжают осуществлять свою деятельность в актуальных социальных направлениях.
На базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа № 2» более двадцати лет существует экологический волонтерский отряд «Поиск». Ежегодно в период летних каникул отряд выезжает в заповедники для оказания посильной помощи. В его работе принимают участие школьники и студенты города Жуковского и других территориальных образований Московской области. Это в большинстве своем подростки «группы риска». В процессе совместной деятельности ребята получают не только навыки взаимодействия в сложных полевых условиях, но и знакомятся с работой разных специалистов. Отряд тесном взаимодействует с Русским географическим обществом. Экологическое волонтерство, спортивный туризм являются важными ресурсами формирования мотивации сотрудничества, познания и достижений.
С ноября 2014 г. деятельность по пропаганде спорта и координации волонтеров города в обеспечении спортивных мероприятий осуществляет сообщество «Здоровое поколение» (проект SET). В основе этой работы – создание информационной волны с опорой на материалы городских и областных печатных изданий: репосты новостных лент городских спортивных секций и клубов, статьи и фоторепортажи участников группы. Целью сообщества «Здоровое поколение» является не только обеспечение участников полезной информацией по работе секций и клубов, но и формирование привлекательного образа здоровых интересов, позитивное подкрепление спортивной активности.
Возрождая добрые традиции молодежных организаций, значительный вклад в дело конструктивной мотивации вносит Добровольное российское детско-юношеское движение «Юнармия». На занятиях юнармейского отряда «Авиаторы» (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 9») ребята, приобретая начальные военные знания и навыки, знакомясь с историей и традициями Вооруженных Сил России, также приобретают опыт командного взаимодействия, у них формируются такие качества, как чувство долга и патриотизм, ответственность и взаимовыручка.
С целью повышения уровня социального иммунитета деструктивным влияниям среды Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Высота» проводит для подростков тренинговые занятия «Развитие социальных навыков».
Военно-спортивные клубы, спортивные секции, тренинги социальных навыков, кружки технического и художественного творчества, театральные студии являются важными звеньями сети по развитию позитивных мотивов у подростков.
Стимулирование конструктивных мотивов в работе с девиацией подростков, изображение №4
Перспективы
Стимулирование мотивации достижений и формирование личностных ресурсов, которые помогут молодым людям сопротивляться негативным влияниям и противостоять вовлечению в социальную патологию, можно считать главной задачей педагогического воздействия. Наиболее перспективным представляется ориентация работы педагогических консилиумов образовательных организаций на разработку индивидуальных планов социально-психологического сопровождения, развитие системы оперативного обмена информацией и согласованности действий субъектов профилактики. В процессе профилактики противоправной мотивации необходимо обращать внимание на проблемы досуга несовершеннолетних, формирование и развитие у них полезных интересов. Тогда свободное время станет фактором, способствующим развитию у подростков конструктивной мотивации и их успешной самореализации.
А.В. ЗУБКОВ,
педагог-психолог Муниципального образовательного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи “Высота”», городской округ Жуковский, Московская область
Made on
Tilda