Организация наставничества в работе с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
2023-05-15 09:42
Тревожной тенденцией последних лет стал рост числа подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия и даже наживы любой ценой, любыми способами. Для многих несовершеннолетних труд и учеба утрачивают общественную ценность и значимость, носят прагматический характер – смыслом существования становится получение благ и привилегий при полном нежелании учиться и работать. Нередко такая позиция подростков приобретает открытые агрессивные формы, порождая у них поведенческие девиации. К сожалению, нередко и родители таких детей своим отношением к жизни, собственным примером не демонстрируют образцы социально правильного поведения. Специалисты Центра социальной помощи семье и детям «Ачинский» постоянно ищут действенные пути решения проблемы социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию и имеющих искаженные представления о жизненных ценностях. Одним из эффективных направлений работы с такими несовершеннолетними явилась организация для них социального наставничества. Наставничество – универсальная технология передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное общение наставника и подшефного, основанное на их взаимном доверии и партнерстве. Тема наставничества стала сквозной для национального проекта «Образование», который состоит из десяти федеральных проектов (в их числе проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы» и др.), и в каждом из них тема наставничества актуализирована по-своему. Целью наставнической деятельности в нашем Центре выступает непосредственное воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее образование, продуктивное развитие, активную социализацию и социальную адаптацию путем передачи опыта от наставника (взрослого человека) к наставляемому. Реализация технологии наставничества в нашем учреждении проходит по нескольким направлениям: – «сотрудник – ребенок»; – «ребенок – ребенок»; – «сотрудник – педагог»; – «сотрудник – сотрудник». Выбор именно этих направлений обусловлен значимостью таких факторов, как: 1) подготовка несовершеннолетних получателей социальных услуг (в том числе – воспитанников Центра) к самостоятельной осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, характеризующемся нестабильностью, неопределенностью, изменчивостью, противоречивостью, информационной насыщенностью; 2) раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала сотрудников Центра; 3) плодотворное сотрудничество специалистов Центра и педагогов образовательных организаций г. Ачинска и Ачинского района, направленное на координацию и объединение усилий в воспитании и социализации несовершеннолетних. Применение технологии наставничества в стационарных отделениях Центра предусматривает: – привлечение к наставнической деятельности обладающих лидерскими качествами и организаторскими способностями воспитанников, сотрудников Центра и педагогов школ; – установление между наставниками и наставляемыми такого уровня и качества взаимоотношений, который необходим для получения от наставнической деятельности желаемых результатов. Формами наставнической деятельности являются: – учебное наставничество в целях развития образовательных компетенций воспитанников; – социокультурное наставничество, осуществляемое в досуговой деятельности в целях развития общих компетенций воспитанников, выявления и развития у них талантов и способностей к творчеству, общественной работе, занятиям спортом, мотивации к добровольческой деятельности. В рамках технологии наставничества организуются: – проведение супервизорских практик, включающих в себя индивидуальный разбор с наставником трудностей воспитанника в сфере обучения, поведения, организации досуга, взаимоотношений в социуме; – психопрофилактическая деятельность, включающая в себя упражнения на релаксацию, медитацию, работу с направленным воображением; – проведение тренингов, способствующих развитию коммуникативных навыков и психической саморегуляции, – тренинги личностного роста и коммуникативные тренинги (с дискуссиями, дебатами, ролевыми играми, работой в малых группах); – проведение игр – имитационных, ролевых, спортивных и др.; – учебное и социальное проектирование, направленное на поддержку и развитие образовательных и социальных инициатив воспитанников, формирование и развитие ресурсов их личности; – индивидуальное и групповое консультирование наставниками воспитанников по проблемам обучения и развития. Особенно значимыми и результативными в такой работе становятся приемы: – убеждения и личного примера наставника; – моральной поддержки и укрепления веры подростка в свои силы и возможности; – вовлечения несовершеннолетнего в содержательную и интересную для него деятельность. Опыт работы специалистов нашего Центра по реализации технологии наставничества невелик, тем не менее по этому направлению деятельности уже есть определенные значимые результаты. Это: – улучшение психоэмоционального фона в коллективах воспитанников стационарных отделений Центра, выражающееся в отсутствии конфликтов среди воспитанников и сотрудников учреждения; – улучшение успеваемости воспитанников Центра в образовательных учреждениях и взаимодействия их с одноклассниками; – снижение количества самовольных уходов: воспитанников стационарных отделений из – Центра; несовершеннолетних получателей социальных услуг – из дома, из школы; – рост числа воспитанников, посещающих кружки по интересам, секции, внеурочные мероприятия; – высокая включенность воспитанников и наставников в социальные, культурные и образовательные мероприятия Центра, а также в мероприятия, проводимые образовательными организациями города и района; – увеличение числа детей, изъявляющих желание стать наставниками. Таким образом, технология наставничества является эффективным инструментом реабилитации и социализации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактики среди них правонарушений.