В наших журналах

Организация наставничества в работе с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Тревожной тенденцией последних лет стал рост числа подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия и даже наживы любой ценой, любыми способами. Для многих несовершеннолетних труд и учеба утрачивают общественную ценность и значимость, носят прагматический характер – смыслом существования становится получение благ и привилегий при полном нежелании учиться и работать. Нередко такая позиция подростков приобретает открытые агрессивные формы, порождая у них поведенческие девиации. К сожалению, нередко и родители таких детей своим отношением к жизни, собственным примером не демонстрируют образцы социально правильного поведения.
Специалисты Центра социальной помощи семье и детям «Ачинский» постоянно ищут действенные пути решения проблемы социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию и имеющих искаженные представления о жизненных ценностях. Одним из эффективных направлений работы с такими несовершеннолетними явилась организация для них социального наставничества.
Наставничество – универсальная технология передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное общение наставника и подшефного, основанное на их взаимном доверии и партнерстве. Тема наставничества стала сквозной для национального проекта «Образование», который состоит из десяти федеральных проектов (в их числе проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы» и др.), и в каждом из них тема наставничества актуализирована по-своему.
Целью наставнической деятельности в нашем Центре выступает непосредственное воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее образование, продуктивное развитие, активную социализацию и социальную адаптацию путем передачи опыта от наставника (взрослого человека) к наставляемому.
Реализация технологии наставничества в нашем учреждении проходит по нескольким направлениям:
– «сотрудник – ребенок»;
– «ребенок – ребенок»;
– «сотрудник – педагог»;
– «сотрудник – сотрудник».
Выбор именно этих направлений обусловлен значимостью таких факторов, как:
1) подготовка несовершеннолетних получателей социальных услуг (в том числе – воспитанников Центра) к самостоятельной осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, характеризующемся нестабильностью, неопределенностью, изменчивостью, противоречивостью, информационной насыщенностью;
2) раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала сотрудников Центра;
3) плодотворное сотрудничество специалистов Центра и педагогов образовательных организаций г. Ачинска и Ачинского района, направленное на координацию и объединение усилий в воспитании и социализации несовершеннолетних.
Применение технологии наставничества в стационарных отделениях Центра предусматривает:
– привлечение к наставнической деятельности обладающих лидерскими качествами и организаторскими способностями воспитанников, сотрудников Центра и педагогов школ;
– установление между наставниками и наставляемыми такого уровня и качества взаимоотношений, который необходим для получения от наставнической деятельности желаемых результатов.
Формами наставнической деятельности являются:
– учебное наставничество в целях развития образовательных компетенций воспитанников;
– социокультурное наставничество, осуществляемое в досуговой деятельности в целях развития общих компетенций воспитанников, выявления и развития у них талантов и способностей к творчеству, общественной работе, занятиям спортом, мотивации к добровольческой деятельности.
В рамках технологии наставничества организуются:
– проведение супервизорских практик, включающих в себя индивидуальный разбор с наставником трудностей воспитанника в сфере обучения, поведения, организации досуга, взаимоотношений в социуме;
– психопрофилактическая деятельность, включающая в себя упражнения на релаксацию, медитацию, работу с направленным воображением;
– проведение тренингов, способствующих развитию коммуникативных навыков и психической саморегуляции, – тренинги личностного роста и коммуникативные тренинги (с дискуссиями, дебатами, ролевыми играми, работой в малых группах);
– проведение игр – имитационных, ролевых, спортивных и др.;
– учебное и социальное проектирование, направленное на поддержку и развитие образовательных и социальных инициатив воспитанников, формирование и развитие ресурсов их личности;
– индивидуальное и групповое консультирование наставниками воспитанников по проблемам обучения и развития.
Особенно значимыми и результативными в такой работе становятся приемы:
– убеждения и личного примера наставника;
– моральной поддержки и укрепления веры подростка в свои силы и возможности;
– вовлечения несовершеннолетнего в содержательную и интересную для него деятельность.
Опыт работы специалистов нашего Центра по реализации технологии наставничества невелик, тем не менее по этому направлению деятельности уже есть определенные значимые результаты. Это:
– улучшение психоэмоционального фона в коллективах воспитанников стационарных отделений Центра, выражающееся в отсутствии конфликтов среди воспитанников и сотрудников учреждения;
– улучшение успеваемости воспитанников Центра в образовательных учреждениях и взаимодействия их с одноклассниками;
– снижение количества самовольных уходов: воспитанников стационарных отделений из – Центра; несовершеннолетних получателей социальных услуг – из дома, из школы;
– рост числа воспитанников, посещающих кружки по интересам, секции, внеурочные мероприятия;
– высокая включенность воспитанников и наставников в социальные, культурные и образовательные мероприятия Центра, а также в мероприятия, проводимые образовательными организациями города и района;
– увеличение числа детей, изъявляющих желание стать наставниками.
Таким образом, технология наставничества является эффективным инструментом реабилитации и социализации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактики среди них правонарушений.

Инспектор по делам несовершеннолетних №2, 2023

Made on
Tilda