Архив статей

«ЧЕЛОВЕК – ЭТО САМОЕ ВЫСОКОЕ ЗВАНИЕ…»

18 февраля – профессиональный праздник сотрудников подразделений обеспечения правопорядка на транспорте Министерства внутренних Дел Российской Федерации. Одновременно это праздник большого отряда ветеранов органов внутренних дел на транспорте. В преддверии Дня транспортной полиции председатель Совета ветеранов Главного управления на транспорте МВД России генерал-майор милиции в отставке Георгий Александрович Фоменко рассказал об основных направлениях деятельности ветеранских организаций в системе МВД России, поздравил ветеранов и сотрудников полиции на транспорте с профессиональным праздником

Г.А. Фоменко

- Георгий Александрович, расскажите, как Вы пришли в милицию, почему приняли такое решение и какой путь прошли до того момента, когда Вы стали председателем Совета ветеранов Главного управления на транспорте МВД России?
- В милицию я пришел в ноябре 1973 года. До армии окончил Ржевский машиностроительный техникум и получил специальность «техник-технолог по холодной обработке металлов резанием». Служил два года в войсках связи. После армии поступил на заочное отделение юридического факультета Калининского университета, в то время он назывался «экономико-правовой факультет». Когда приехал на установочную сессию, однокурсник Николай Карасёв предложил мне пойти на службу в железнодорожную милицию, и вот таким образом я оказался в рядах сотрудников органов внутренних дел. Начинал службу милиционером, затем работал инспектором детской комнаты милиции, оперативным сотрудником по борьбе с хищением социалистической собственности. После пяти лет работы инспектором БХСС, я был назначен заместителем начальника по политико-воспитательной работе (ПВР) линейного отделения на станции Калинин. Назначение произошло в марте 1980 года, за четыре месяца до начала Олимпиады в Москве, поэтому и без того сложный вопрос комплектования личного состава приобрёл особую актуальность. Для участия в мероприятиях по охране правопорядка в период проведения Олимпийских игр все сотрудники должны были пройти специальный отбор. Для обеспечения безопасности прохождения поездов с гостями и участниками олимпиады по Калининскому участку весь личный состав был разделён на специализированные группы, за которыми были закреплены станции и платформы. Мне досталась станция Кулицкая Октябрьской железной дороги, поэтому все ночи июля 1980 года были заняты выполнением этой задачи. Одновременно было необходимо поддерживать «боевой» дух сотрудников отделения и решать бытовые проблемы прикомандированных 40 сотрудников Южно-Уральского управления внутренних дел на транспорте, которые прибыли для оказания нам помощи из города Челябинска.
Главное Управление на транспорте
Три года насыщенные знаковыми в моей жизни событиями, быстро пролетели и в 1983 году меня назначили начальником линейного отделения милиции на станции Клин. Поскольку до этого я имел опыт и знал оперативную работу, а в штате отделения не было своего следователя, то пришлось засесть за учебники и вспомнить уголовный процесс, что позволило нам успешно проводить, как теперь называется «доследственную проверку» и направлять материалы, которые становились основой уголовных дел, расследуемых СО ЛОВД на станции Москва Ленинградская.
В 1986 году на базе отделения милиции на станции Калинин был создан линейный отдел и пришлось вернуться, поскольку меня назначили начальником. Здесь я вновь столкнулся с проблемой комплектования, но уже руководителей подразделений. В течение года я как начальник отдела работал без первого заместителя, отчитываясь на различного уровня совещаниях за состояние оперативной работы. Конечно это было не совсем удобно, но жизнь научила из каждого события, складывающейся ситуации извлекать нечто полезное, что в последующем обязательно пригодится. Так и случилось, когда на транспорте начали создавать Линейные управления, в октябре 1994 года меня назначили начальником криминальной милиции Московско-Октябрьского линейного управления, дислоцировавшегося на станции Москва Ленинградская. В декабре 1995 года, находясь в служебной командировке, я попал в серьезную автомобильную аварию, после чего проходил длительное лечение. Однако, находясь на больничной койке я не чувствовал себя забытым. Буквально каждые две недели, несмотря на непогоду и загруженность, ко мне приезжали коллеги, которые и впоследствии, когда в октябре 1996 года я был вынужден уйти на пенсию, постоянно звонили и спрашивали моего совета в решении того или иного вопроса, не давая порваться связующей нити, постоянно подталкивая меня к мысли, что я ещё нужен. В результате я прошёл медицинскую комиссию и возвратился на службу, получив назначение на должность заместителя начальника штаба Московского управления внутренних дел на транспорте, а уже через месяц стал исполняющим обязанности начальника Московско- Октябрьского линейного управления.
В мае 2002 года я был назначен заместителем начальника Московского управления на железнодорожном транспорте – начальником штаба, а в июле буквально через два месяца назначен заместителем начальника Главного управления внутренних дел на транспорте по спецперевозкам. В 2004 году главк преобразовали в департамент и уходил я на пенсию в феврале 2008 года уже с должности заместителя начальника департамента обеспечения правопорядка на транспорте.
- Вы помните свой первый рабочий день? Как это было? Расскажите о наиболее запомнившемся случае, который вызвал у Вас наибольший интерес.
- Свой первый рабочий день я помню отлично. И первые совещания, и первые инструктажи. Я всегда с благодарностью вспоминаю Юрия Анисимова, который работал в должности старшего оперуполномоченного по борьбе с хищением социалистической собственности и был моим наставником. Он многое сделал для того, чтобы воспитать во мне правильное понимание службы и правильное отношение к людям. А потом сама судьба, сама жизнь всегда показывала, на сколько ты прав или не прав, и что нужно выполнять добросовестно ту работу, за которую взялся. На транспорте люди зачастую попадают в довольно неприятную ситуацию. Не будучи местными жителями они становятся жертвами преступлений и у них нет средств для того, чтобы вернуться домой, нет возможности ни с кем связаться. Мы всегда оказывали им помощь и получали в ответ самые теплые слова благодарности.
Первенство стражи магистралей России
Не знаю насколько этот случай интересен, но запомнился он надолго. В 90-е годы большая группа туристов из Китая прибывала со станции Москва Ленинградская, и так получилось, что с ними в одном вагоне оказались двое только что освободившихся из мест заключения россиян и брат одного из них. Эта троица практически все время нахождения в пути от станции Москва до станции Калинин (около 2-х часов) терроризировала китайских туристов, заблокировав все входы и выходы в вагоне. Ситуация, согласитесь, не стандартная и разрешить её за время стоянки (2 мин.) можно было только неординарным способом. Когда поезд остановился, находящийся в группе захвата оперуполномоченный уголовного розыска, ворвавшись в вагон, скомандовал всем: «Лежать!» и произвел выстрел вверх. Возражать против этого «аргумента» никто не решился и преступников задержали, а делегация, которая, как выяснилось, состояла не из простых туристов, а из мэров китайских городов вернулась обратно к себе на родину.
- Расскажите о том, как Вы стали председателем Совета ветеранов управления на транспорте?
- Председателем совета ветеранов я был избран в феврале 2015 года. Когда работал, то доводилось общаться с председателем Совета до 2003 года Галаховым Сергеем Сергеевичем и присутствовать при избрании Ромахова Анатолия Васильевича - бывшего начальника Главного управления на транспорте МВД России. Стараюсь не уронить высоко поднятое предшественниками знамя ветеранской организации. Ветераны принимают активное участие в воспитании, обучении личного состава. Совет ветеранов Главка тесно сотрудничает с ветеранскими организациями во всех регионах России. Мне всегда помогают те качества, которые воспитали во мне мои родители и учителя: «Если делаешь, то делать надо хорошо или не делать совсем».
- Георгий Александрович, что хочется сказать про работу Совета ветеранов Управления на транспорте по Сибирскому федеральному округу? Может быть, есть отдельные воспоминания, связанные именно с нашим советом ветеранов?
Первенство стражи магистралей
- В 2015 году я не просто стал председателем Совета ветеранов ГУТ МВД России, я так же являюсь членом президиума Российского совета ветеранов ОВД и ВВ - куратором ветеранских организаций Сибирского федерального округа. Ветеранская организация Управления на транспорте МВД России по Сибирскому федеральному округу постоянно занимает высокое место в рейтинге ветеранских организаций. Благодаря жизненной позиции её председателя Юрия Ивановича Дроздова – человека не равнодушного, познавшего за 50 лет все особенности не простой жизни солдата правопорядка, проводимые ветеранской организацией акции и мероприятия будь то организация наставничества или обучение и воспитание личного состава, либо реконструкция и создание новой экспозиции музея – всё 100-процентно попадает в цель, благотворно влияя на результаты деятельности и Управления и её боевого актива - Совета ветеранов УТ МВД России по Сибирскому федеральному округу. Хочу особенно подчеркнуть, что отношение к истории и людям, делавшим её, оставившим нам в наследство лучшие традиции транспортной милиции председателя Совета ветеранов, и самих ветеранов, свидетельствует о том, что память не только обо всех, но и о каждом поимённо жива.
- Благодаря Вашей инициативе и при Вашей поддержке на базе Управления на транспорте МВД России по Сибирскому федеральному округу был проведен конкурс «Стражи магистралей», который сплотил коллективы по транспортным федеральным округам. Скажите, в современных реалиях, Вы рассматриваете возможность проведения подобного мероприятия?
Первенство стражи магисталей России
- В 2018 году, в канун столетия со дня образования органов внутренних дел на транспорте, руководством главка и ветеранской организацией главного управления на транспорте было принято решение о проведении конкурса «Стражи магистралей». Хочу еще раз выразить огромную благодарность начальнику Управления на транспорте МВД России по Сибирскому федеральному округу генерал-майору полиции Дмитрию Курсанову, который предложил провести конкурс именно на базе УТ МВД России по СФО. На протяжении трех дней за звание сильнейших боролись 10 команд из восьми окружных и двух линейных управлений МВД России от Калининграда до Владивостока. Команды состояли из пяти сотрудников различных подразделений, в том числе оперативных, экспертно-криминалистических, охраны общественного порядка, следствия, дознания. Сотрудники показали свои профессиональные качества и способности, которые они применяют в реальных условиях при выполнении оперативно-служебных задач, а также продемонстрировали физическую, огневую и теоретическую подготовку. Открытием явился творческий конкурс, на котором участники продемонстрировали свои способности. В жюри конкурса присутствовали представители транспортных организаций, администрации области и города Новосибирска. Все были удовлетворены результатами этих соревнований и, конечно, появилось желание такие соревнования проводить пусть не ежегодно, но хотя бы один раз в пять лет. Надеюсь, что эпидемиологическая обстановка позволит нам организовать подобный конкурс в 2023 году.
- Георгий Александрович, что хочется пожелать сотрудникам и ветеранам в канун празднования Дня транспортной полиции?
Премия художнику Тученой
- Обращаясь к действующим сотрудникам, хочу сказать, что в деле, которому Вы посвятили свою жизнь очень важно проявление человечности, поскольку человек – это самое высокое звание, которое дается нам при рождении и это звание нужно оправдывать на протяжении всей нашей жизни.
Уважаемые ветераны, друзья, коллеги! Я всегда с уверенностью смотрю в будущее. В это сложное время наши ряды не поредели, а наоборот с каждым годом только увеличиваются. Более того, в ветеранских организациях в соответствии с Уставами присутствует достаточно много действующих сотрудников, имеющих стаж, позволяющий выйти на заслуженный отдых. Я нисколько не сомневаюсь, что мы просто обречены на успех в деле по обеспечению выполнения тех задач, которые стоят перед действующими сотрудниками и ветеранскими организациями. Поэтому в канун празднования Дня транспортной полиции желаю всем крепкого здоровья, успехов, благополучия и самое главное берегите себя и своих близких.

БЕСЕДОВАЛА Анна ЩЕРБАКОВА, начальник пресс-службы Управления на транспорте МВД России по Сибирскому федеральному округу.
Фото из личного архива Фоменко Г.А.
Журнал "Ветеран МВД России"
Made on
Tilda