В наших журналах

Наставничество как инструмент социальной адаптации несовершеннолетних «группы риска»

Журнал "Инспектор по делам несовершеннолетних"
В комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Внимание: опыт!
С.Р. НЕДЗВЕЦКАЯ
Значимым симптомом социального неблагополучия в нашем обществе является рост числа подростков с девиантным поведением. Это проявляется в деструктивном поведении несовершеннолетних и увеличении количества совершаемых ими противоправных действий. Подобные явления вызывают большую тревогу и требуют принятия мер для изменения ситуации к лучшему.
Одним из эффективных инструментов коррекции асоциального поведения подростков, привития им норм законопослушного поведения, формирования у них жизненных ценностей, их социализации является наставничество.
В процессе работы с несовершеннолетним, системного взаимодействия с ним наставник становится для подростка значимым в его жизни взрослым человеком. Наставник сопровождает своего воспитанника, всемерно поддерживая его, помогая ему в личностном развитии, формировании активной жизненной позиции, определении индивидуального маршрута, профессионально-образовательном выборе, принятии важных решений.
10 декабря 2019 г. постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Краснодарского края было утверждено Примерное положение о наставничестве над несовершеннолетними, в отношении которых комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав проводится индивидуальная профилактическая работа. С 1 января 2020 г. на территории Краснодарского края действует институт наставничества.
Правовой основой внедрения института наставничества являются: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», Закон Краснодарского края от 13 ноября 2006 г. № 1132-КЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Краснодарском крае», постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Краснодарского края от 27 декабря 2017 г. № 4/3 «Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении».
Цель наставничества – эффективное решение проблем детской безнадзорности, снижение уровня правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, организация индивидуальной профилактической работы с подростками, состоящими на профилактическом учете, с целью привития им норм законопослушного поведения и формирования у них позитивных жизненных установок.
Задачами наставничества являются:
– оказание помощи родителям или лицам, их заменяющим, в воспитании несовершеннолетних «группы риска»;
– взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних «группы риска»;
– организация просветительской работы с несовершеннолетними «группы риска» и их родителями (законными представителями) в целях обеспечения безопасности несовершеннолетних, профилактики правонарушений и преступлений среди них и в отношении них, предупреждения среди них зависимостей (наркомании, алкоголизма, табакокурения и др.) и жестокого обращения в отношении них.
Наставничество как инструмент социальной адаптации несовершеннолетних «группы риска», изображение №2
В 2020 г. комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях внутригородских районов муниципального образования город Новороссийск наставники были закреплены за 22 несовершеннолетними. В 2021 г. число закрепленных за несовершеннолетними наставников увеличилось до 27 человек.
Наставниками в 2020 году стали представители:
· отдела по делам молодежи – 5 чел.;
· казачества – 3 чел.;
· управления культуры – 3 чел.;
· управления физической культуры и спорта – 2 чел.;
· главы внутригородских районов и сельских округов, их заместители – 4;
· депутаты городской Думы – 2 чел.;
· индивидуальные предприниматели – 1 чел.;
· некоммерческих организации – 1 чел.;
· иных подразделений администрации – 1 чел.
В 2021 г. увеличение количества закрепленных за несовершеннолетними наставников произошло за счет представителей отдела по делам молодежи и управления физической культуры и спорта. Таким образом, в 2021 г. наставниками закреплены представители:
· отдела по делам молодежи – 14 чел.;
· казачества – 2 чел.;
· управления культуры – 3 чел.;
· управления физической культуры и спорта – 6 чел.;
· главы внутригородских районов и сельских округов, их заместители – 2 чел.
Наставничество как инструмент социальной адаптации несовершеннолетних «группы риска», изображение №3
В поведении несовершеннолетних наблюдалась положительная динамика, уменьшилось количество совершенных ими правонарушений. В связи с устранением причин и условий, послуживших основанием для проведения с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в 2020 г. было снято с учета 11 подростков, в 2021 г. – 10 подростков. За каждым несовершеннолетним постановлениями комиссий внутригородских районов (в соответствии с Примерным положением о наставничестве над несовершеннолетними, в отношении которых комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав проводится индивидуальная профилактическая работа) были закреплены наставники.
В ходе подбора пар «подросток – наставник» возникали проблемы, связанные как с отсутствием у подростков необходимой мотивации к взаимодействию с потенциальными наставниками, так и с недостаточными для такой работы педагогическими знаниями и навыками у самих наставников. При этом на территориях сельских округов сложности реализации наставничества усугублялись ограниченностью выбора наставника за несовершеннолетним из числа местных жителей и необходимостью постоянного контакта наставника с воспитанником.
Одной из основных, на мой взгляд, проблем организации наставничества является отсутствие у наставников необходимых ресурсов для выявления интересов подростка, демонстрации различных видов творческой, спортивной и даже профессиональной деятельности.
Своего рода вектором и катализатором внедрения наставничества на территории муниципального образования город Новороссийск послужил муниципальный социальный проект «(НЕ)Трудный подросток», который был реализован в г. Новороссийске в 2021 году. Проект нацелен на профилактику безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, привитие детям и подросткам навыков здорового образа жизни, пропаганду среди них семейных ценностей, оказание им превентивной помощи в решении проблем и преодолении трудностей социального, психологического, личностного характера, создание им оптимальных условий для успешного развития и самореализации.
Ожидаемые результаты проекта – устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних.
Участниками проекта стали 25 несовершеннолетних в возрасте от 11 до 14 лет, в отношении которых пять районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав организовывали проведение индивидуальной профилактической работы. Это подростки, попавшие в поле зрения служб системы профилактики в связи с совершением административных правонарушений, общественно опасных деяний и самовольных уходов.
Наставниками выступили 25 представителей учреждений образования, культуры, физической культуры и спорта, а также отдела по делам молодежи, управления по вопросам семьи и детства и управления по делам несовершеннолетних.
Наставничество как инструмент социальной адаптации несовершеннолетних «группы риска», изображение №4
Наставники и их несовершеннолетние подшефные в летний период приняли участие в мероприятиях шести основных этапов, направленных на социализацию «трудных» подростков.
Наставничество как инструмент социальной адаптации несовершеннолетних «группы риска», изображение №5
Первый этап – «Готов к труду и обороне!». Печально, но факт: дети в подростковом возрасте, особенно из неблагополучных семей, нередко приобщаются к табакокурению, употреблению алкоголя и наркотиков, что пагубно отражается на их здоровье и всей дальнейшей жизни. Отсюда и задача: объяснить представителям подрастающего поколения ценности здорового образа жизни, убедить ребят в необходимости беречь и укреплять свое здоровье, привлечь их к занятиям физической культурой и спортом.
Несовершеннолетние и их наставники приняли участие в сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, и это позволило объективно оценить уровень их физического развития. Отрадно, что по итогам сдачи нормативов ГТО золотыми знаками отличия были награждены шесть подростков и четыре наставника.
Наставничество как инструмент социальной адаптации несовершеннолетних «группы риска», изображение №6
Второй этап – «Экомолодежь». Всем известно, что природная среда, в которой мы живем, должна быть чистой и здоровой. И субботник – отличный способ улучшить окружающую обстановку и экологическое состояние родного города. Добровольный труд не только приносит ощутимую пользу обществу, но и сплачивает, объединяет участвующих в нем людей, делает их лучше. Кроме того, общественно полезный труд помогает неблагополучным подросткам поверить в себя, свою значимость для других, повысить свою самооценку, учит ребят быть ответственными.
В рамках второго этапа участники проекта отчистили от бытового мусора территорию прибрежной зоны в п. Алексино (в черте г. Новороссийска), за что заслужили признательность и благодарность местных жителей и отдыхающих.
Третий этап – «Культпоход». Каждый человек должен знать историю и культуру и своей страны, и своей «малой родины». Подростки и их наставники приняли участие в культурно-историческом походе по городу-герою Новороссийску.
Четвертый этап – «Kangoo Jumps». В ходе этого этапа несовершеннолетние, преимущественно женского пола, участвовали в аэробной фитнес-программе «Kangoo Jumps». Данная программа предусматривала специальные занятия в виде сложных, интересных, безопасных и эффективных упражнений (прыжков) в специальной обуви.
Пятый этап – «Плэнер». Участники проекта на время почувствовали себя художниками. С ними, обеспеченными мольбертами, кистями и красками, был проведен мастер-класс живописи.
Шестой этап – «Поход». Практически в самом центре Новороссийска есть ущелье с водопадами. Туда под руководством гида и отправились участники проекта…
После прохождения всех этапов ребятам была предоставлена возможность отдохнуть в муниципальном детском лагере «Глобус», расположенном в п. Южная Озереевка г. Новороссийска.
В перерывах между этапами наставники знакомились с семьями подростков, проводили вместе с ребятами выходные: ходили в кино, осваивали искусство стрельбы из лука, играли в футбол, посетили конно-спортивную школу и даже ознакомились с работой кинологической службы.
Наставничество как инструмент социальной адаптации несовершеннолетних «группы риска», изображение №10
Но это были не все сюрпризы, которые ожидали подростков. Помимо всего прочего, у каждого наставника была еще одна задача – узнать, чего больше всего хочет, о чем мечтает его младший товарищ, и постараться ему помочь в осуществлении этого желания. И наставники, вместе с администрациями внутригородских районов и предпринимателями, сделали для ребят маленькое чудо, воплотив мечты детей в жизнь.
Следует отметить, что большинство наставников сумели найти к своим подопечным подход и хорошо с ними взаимодействовали. Многие ребята убедились в том, что, имея рядом надежного, всегда готового прийти на помощь старшего товарища, можно справиться со всеми трудностями и преодолеть любые испытания.
Итогом реализации практики наставничества стало снятие двенадцати несовершеннолетних (48% от общего числа несовершеннолетних, принявших участие в проекте) с учета комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в связи с устранением причин и условий, послуживших основанием для постановки их на профилактический учет и проведения с ними индивидуальной профилактической работы.
От себя хочу добавить (и у меня есть для этого основания), что мое участие в проекте в качестве наставника было полезно не только подросткам, с которыми я взаимодействовала, но и лично мне. Наставническая деятельность дала мне возможность не со стороны, а как бы изнутри посмотреть на проблемы детей, которых принято называть «трудными», и лучше проникнуться пониманием того, как следует строить с ними индивидуальную профилактическую работу.
И еще такое интересное наблюдение: наставники в ходе прохождения этапов были очень схожи со своими юными подопечными в том, что, не боясь показаться смешными и неловкими при выполнении тех или иных заданий, горячо переживая за общий результат, усердно и настойчиво старались достичь поставленной цели.
С.Р. НЕДЗВЕЦКАЯ,
начальник отдела обеспечения деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Восточного внутригородского района Управления по делам несовершеннолетних муниципального образования город Новороссийск
Made on
Tilda