Большинство детей, поступающих в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к категории «трудных», и профилактическая работа педагога-психолога направлена на коррекцию отклоняющегося поведения воспитанников «группы риска». Важной задачей педагога-психолога является определение проблем, возникающих у ребенка в процессе его адаптации к условиям детского дома, и принятие мер, направленных на предупреждение появления у него сложностей, связанных с пребыванием в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В основе работы по оказанию психологической помощи детям «группы риска» лежит индивидуальный подход. Дети, воспитывающиеся в детских домах, попадают в такие учреждения по разным причинам, но объединяет их всех одно – трагедия или драма, которую они пережили (смерть родителей, физическое или сексуальное насилие в семье, асоциальный образ жизни родителей). Зачастую воспитанники имеют отклонения в развитии (умственная отсталость, задержка психического развития, педагогическая запущенность, расстройства поведения), что отрицательно влияет на адаптацию ребенка к новым условиям. И работа сотрудников детского дома направлена на преодоление трудностей, которые испытывает ребенок в начальный период пребывания в детском доме, и сглаживание негативных последствий пережитого им в прошлом. Соблюдению единства педагогических требований и организации четкого взаимодействия специалистов детского дома в процессе работы с детьми способствуют разработка и реализация индивидуальных планов жизнеустройства воспитанников. Работа педагога-психолога включает в себя направления: диагностика воспитанников, индивидуальные и групповые занятия с ними (с учетом индивидуальных психологических особенностей детей), психологическое консультирование, профилактика отклоняющегося поведения воспитанников, рекомендации специалистам. Алгоритм работы по социальной адаптации воспитанников к условиям детского дома следующий. 1. Работа педагога-психолога начинается с изучения условий воспитания до помещения ребенка в детский дом. 2. Далее педагог-психолог знакомится с ребенком и устанавливает с ним доверительные отношения. 3. Диагностика включает в себя изучение личностных особенностей ребенка; на основании этого выстраивается индивидуальная работа с ним. 4. Индивидуальные занятие с воспитанниками проводятся с целью коррекции и развития когнитивной, эмоционально-волевой и личностной сфер, определения интересов, способностей и наклонностей, адаптации к условиям социального учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социализации. 5. Групповые занятия с воспитанниками проводятся с целью развития коммуникативных навыков, формирования доброжелательных взаимоотношений, воспитания культуры поведения. 6. Индивидуальные консультации с воспитанниками по запросам проводятся с целью разрешения конфликтных ситуаций, стабилизации эмоционального состояния. 7. Наблюдение за поведением воспитанников в процессе индивидуальной и групповой работы. 8.Взаимодействие с воспитателями с целью получения информации о поведении воспитанников в семье, их взаимоотношениях со сверстниками, выполнении ими бытовых обязанностей. 9. Взаимодействие с социальным педагогом с целью получения информации об особенностях поведения и взаимоотношений воспитанников со сверстниками. 10. Работа с семьями воспитанников (установление контактов, проведение занятий на восстановление детско-родительских отношений). 11. Работа с кандидатами в замещающие родители с целью устройства ребенка в семью. 12. Взаимодействие с педагогом-психологом общеобразовательной организации, в которой обучается воспитанник, с целью получения о воспитаннике необходимой информации для последующей работы с ним. По окончании адаптационного периода делаются выводы о качестве адаптации ребенка к условиям детского дома. Подготавливаются рекомендации, касающиеся дальнейшей работы с воспитанником, проводится обсуждение предлагаемых мер со специалистами детского дома. Таким образом, адаптация воспитанника к условиям детского дома предусматривает: • включение воспитанника в новую для него социальную среду; • содействие воспитаннику в усвоении действующих в детском доме порядков и правил; • приобщение воспитанника к участию в социальной деятельности; • помощь воспитаннику в приобретении новых ний, умений и навыков, социального опыта; • коррекцию и развитие познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфер и сферы межличностных отношений воспитанника; • формирование у воспитанника социально-психологической устойчивости, способности противостоять трудностям и разрешать проблемные ситуации. Н.Г. ДЕМЕНТЬЕВА, педагог-психолог Областного государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Ульяновский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья “Гнездышко” – Центр по развитию семейных форм устройства и сопровождению семей и детей».