Архив статей

Роль родителей и семьи в обеспечении психологической безопасности ребенка


Родительское собрание. Старая учительница стоит перед классом, гордо выпрямив спину. Родители наперебой кричат о том, что дети совсем отбились от рук, не хотят учиться, не хотят ходить в школу и скоро вообще перестанут слушаться родителей.
– Уделяйте больше времени своим детям! Разговаривайте с ними! – призывает родителей педагог.
Это вызывает еще большее возмущение:
– Когда? Ведь надо работать! Надо деньги зарабатывать! Не до разговоров! Вкалываем с утра до ночи!
– Значит, надо меньше тратить времени на работу и больше времени уделять своим детям, – спокойно возражает старая учительница.
Такого предложения никто не ожидал, и в классе повисла тишина… Прошло много лет, но я помню эту тишину до сих пор.
Действительно, насколько влияет дефицит родительской заботы и внимания на становление ребенка, подростка? И каким образом отсутствие родительского внимания влияет на психологическую безопасность несовершеннолетнего? Так ли уж нужно денно и нощно приглядывать за детьми, вести задушевные беседы, или дети, так или иначе, все равно вырастут? Давайте разбираться.
Психологическая безопасность ребенка предполагает отсутствие для психического развития несовершеннолетнего опасных условий, когда какие-либо внутренние или внешние угрозы этой безопасности (например: манипуляции ребенком, психологическое насилие над ним, жестокое обращение с ним со стороны кого-либо, а также эмоциональная отстраненность ребенка, отсутствие у него доверительных контактов с близкими) исключаются либо корректируются. Речь идет о тех факторах, которые могут усилить уязвимость ребенка.
Психологическая безопасность ребенка напрямую связана с его психологическим здоровьем. Существуют детерминанты психологического здоровья. Это – здоровый режим сна, физическая активность, стрессоустойчивость (навыки преодоления трудных ситуаций) и самоконтроль. Другими важными детерминантами являются качество жизни ребенка (насколько соответствуют условия жизни ребенка его полноценному росту и развитию) и социальная адаптация ребенка (насколько хорошо ребенок приспосабливается к условиям жизнедеятельности в обществе; насколько он успешен в поиске своей идентичности; насколько реальная жизнь ребенка соответствует представлениям).
Наибольшее значение в становлении ребенка и его успешной адаптации имеют благоприятные условия в семье. Переоценить или заменить родительскую любовь и заботу невозможно. Родители – те люди, которых малыш видит первыми, когда приходит в этот мир. Образ матери по своему объему и наполнению равен образу мира малыша. Чем более гармоничные отношения выстраиваются в семье, тем крепче чувство психологической безопасности у ребенка.
В семье ребенку прививаются убеждения и нормы поведения, в семье, семейных отношениях проявляется его индивидуальность. Родительская любовь обогащает эмоциональную и интеллектуальную жизнь ребенка, помогает раскрыться его индивидуальным личностным качествам.
Роль родителей и семьи в обеспечении психологической безопасности ребенка, изображение №2
Именно поэтому основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
В младенчестве многие детки окружены любовью и вниманием в семье, ведь малыш воспринимается родителями как продолжение себя. Но по мере того как ребенок взрослеет и проявляет самостоятельность, выстраивать с ним отношения родителям становится сложнее, и пик взаимного непонимания приходится на подростковый возраст.
Тут необходимо понимать, что существуют характерные черты подросткового возраста, к которым, например, относятся высокая физическая выносливость и творческая активность: в этом возрасте дети могут прогулять всю ночь, а утром бежать на лекции! Это также и любознательность, и стремление показать себя миру. Именно в подростковом возрасте ставятся новые спортивные рекорды и вдохновенно сочиняются романтические стихи.
Роль родителей и семьи в обеспечении психологической безопасности ребенка, изображение №3
Но у подросткового возраста есть и другая сторона: импульсивность при принятии решений, эмоциональная несдержанность, категоричность и ультимативность в суждениях и требованиях, отсутствие гибкости в мышлении. Именно этим ребенок-подросток отличается от взрослого человека. А еще – болезненным отношением к проявлениям несправедливости и неадекватной оценкой собственных действий. Также подростков отличает высокая комформность – присущая этому возрасту особенность, при которой поведение ребенка меняется в зависимости от окружения. Ведь именно в подростковом возрасте расширяются среда взаимодействия, круг общения растущего человека.
К сожалению, часто родители, видя взрослеющего отпрыска, полагают, что ребенок уже большой и ему не нужно уделять столько внимания, как прежде. Однако это совсем не так. Ведь не зря подростковый возраст называют «опасным», и родителям подростка необходимо понимать, что происходит с их ребенком, знать, что его заботит и тревожит, о чем он думает, чем интересуется.
Если ребенок по какой-либо причине утрачивает чувство психологической безопасности, то он будет ощущать себя уязвимым. Проявления этого состояния многообразны: у ребенка нарастает тревожность, появляется склонность к психосоматическим и вирусным заболеваниям, падает успеваемость в школе… И это неудивительно, ведь основной внутренний ресурс ребенка расходуется на то, чтобы защититься от угроз, вымышленных и реальных. Происходит смещение социальных ролей – ребенок-подросток начинает вести себя «как взрослый», хотя ни психологически, ни физически к этому не готов. А самое главное, он ищет и находит для себя новые образцы для подражания в среде сверстников.
Роль родителей и семьи в обеспечении психологической безопасности ребенка, изображение №4
Родители не сразу замечают изменения. Высокая занятость на работе или занятость своими проблемами не дают заметить это своевременно. Только когда ребенок начинает вести себя откровенно вызывающе и провокационно, окружающие понимают, что пора обратить внимание.
Чаще всего демонстративное непослушание несовершеннолетнего является выражением протеста. Против чего протестуют дети? Например, ребенок посчитал, что сильно задели его самолюбие (унизили при сверстниках) или что его чрезмерно сурово наказали (лишили возможности пользоваться телефоном, компьютером).
Сам протест может быть выражен как пассивно – замаскированно, так и активно – агрессивно. К пассивным формам реагирования можно отнести молчаливый бойкот, демонстративный отказ от еды, попытки манипулировать и др. К активным формам протеста относятся демонстративное непослушание, грубость, проявление агрессия в разных видах, выраженное стремление сделать назло, всячески отомстить обидчику. При этом месть может быть изощренной и очень жестокой.
Протест – это всегда выражение несогласия с каким-то явлением. Он возникает в ответ на психотравмирующую ситуацию, негативное событие и, как правило, не длится долго. Однако при наличии у ребенка определенных личностных качеств реакция в виде протеста может стать характерной чертой его характера. В адрес кого может быть направлен протест ребенка? Часто – против членов семьи, родителей, то есть тех самых людей, которые по определению должны вызывать у ребенка любовь и уважение. Почему так происходит?
Давайте обратим внимание на некоторые особенности семейного уклада, которые могут способствовать разрушению доверия ребенком и родителями. К таким особенностям, например, относятся «либеральный» стиль воспитания, психологическая незрелость родителей, их социальный инфантилизм.
«Либеральный» стиль семейного воспитания – явление в наше время довольно распространенное. При таком стиле воспитания родители предоставляют ребенку, при отсутствии контроля его действий и попустительстве ему, большую свободу в выборе жизненных позиций и поведения. «Либеральные» родители считают, что дитя должно расти «свободным». На деле же такая позиция освобождает родителей от заботы о ребенке и ответственности за него и у них освобождается время на то, чтобы заниматься собой. Дети, растущие без родительского контроля, чаще своих сверстников из благополучных семей проявляют склонность к маргинальным стилям поведения и к разного рода зависимостям, не имеют устойчивых социальных связей и дружеских отношений с окружающими.
В семьях с психологически незрелыми и социально инфантильными родителями происходит смешение ролей старших и младших членов семьи; при этом заботы матери, отца, семейные проблемы, которые ребенок не может не то что разрешить, но даже осмыслить, нередко возлагается на детские плечи. Взрослые, независимо от их возраста, будучи озабочены своими делами (личными, финансовыми, медицинскими), оказываются не готовы исполнять роль родителей и передоверяют свои функции детям. А в это время ребенок вступает в сложный подростковый период, ему и так приходится нелегко, но никакой поддержки от близких людей он не получает и поделиться своими переживаниями ему не с кем.
Если у родителей не хватает на ребенка ни сил, ни времени, то рано или поздно доверительность и эмоциональная теплота из детско-родительских отношений уйдут. Им на смену придут равнодушие и эмоциональная отстраненность – так называемая «психологическая глухота». И тогда, даже если родители захотят «достучаться» до ребенка, сделать это будет трудно.
Кто-то спросит: а как создать или сохранить у ребенка это самое ощущение психологической устойчивости, защищенности, если времени на частые занятия, общение с ним практически нет? Отвечу так: даже если вы видите ребенка и имеете возможность с ним проводить время только по выходным – это не беда. Вот несколько условий, соблюдение которых поможет вам привить вашему ребенку или вернуть ему утраченное им чувство психологической безопасности.
Роль родителей и семьи в обеспечении психологической безопасности ребенка, изображение №5
  1. Искренность в отношениях. Интересуйтесь эмоциональным состоянием ребенка. Независимо от возраста ребенка, не стесняйтесь выражать ему свои добрые чувства – даже если раньше этого не делали. Поначалу ваш ребенок, возможно, удивится проявлениям с вашей стороны положительных эмоций по отношению к себе, но он быстро к этому привыкнет и начнет этим дорожить. Обязательно передайте ребенку, что он является для вас главным источником радости, и именно для благополучия семьи – его и своего – вы проводите целый день на работе. Почувствовав вашу искреннюю любовь по отношению к себе, ребенок ответит вам взаимностью.
2. Доверительный диалог. Разговаривайте с ребенком. Ведь вы интересуетесь у коллег на работе, как у них дела, как настроение. Задавайте дома те же вопросы. Попросите ребенка рассказать, как он провел день. Спросите ребенка, как дела у него, у его друзей в классе. Расскажите ребенку, что случилось у вас на работе. Покажите ребенку, что вы тоже хотели бы быть больше дома, что вы тоже устаете. Ребенок в состоянии это понять. Ему тоже будет интересно узнать что-то новое о родителях, он почувствует себя включенным в дела семьи, в ваш внутренний мир. Те дети, с которыми родители общаются в свободное время, имеют правильную самооценку, у них реже возникают психологические проблемы. Если родители знают друзей̆ своего ребенка, им известен круг его общения вне дома, у ребенка меньше шансов попасть в неприятную ситуацию, оказаться втянутым в опасную историю.
3. Физический контакт. Детям жизненно необходимо физическое проявление любви от родителей̆ – причем не только в младенчестве, но и в детском, и в подростковом возрасте. Даже если вы уже позабыли, как обнимаются, – учитесь заново! Часто дети, особенно подростки, стесняются проявлений любви и заботы. Научитесь проявлять свою любовь, не выставляя ее напоказ, – тут надо соблюдать этику и такт. Поцеловать ребенка, когда утром он уходит в школу, обнять его, когда он вернулся из школы, потрепать его по плечу, погладить, когда он ложится спать… Каким бы мимолетным ни был контакт, он будет укреплять вашу взаимную эмоциональную близость.
4. Дом – защищенный уголок. Создайте дома комфортную атмосферу, обстановку, которая позволит ребенку отдохнуть и расслабиться. Ведь он тоже трудился в течение дня и тоже устал – не меньше, чем мама и папа. Постараетесь обойтись дома без ссор и споров, без конфликтов с выяснением отношений. Ребенку нужен островок спокойствия после сложного дня, и как такой «островок» он должен воспринимать собственный дом. Ему нужно понимать, чувствовать, что дом – это то место, где можно укрыться от сложностей повседневной жизни.
В заключение скажу: участвуйте в жизни ребенка насколько возможно максимально. Иногда для этого требуются время и серьезные усилия. В моей практике было много случаев, когда родителям ради благополучия своего ребенка приходилось поступиться собственными интересами: отказаться от делания карьеры, поменять работу. Но оно того стоит, ведь ваша родительская любовь будет поддерживать вашего ребенка на протяжении всей его жизни. И пусть в вашей семье царят мир и гармония.

Л.В. КРАМАРЕНКО,
психолог Государственного казенного учреждения социального обслуживания Московской области «Химкинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», г. Химки, Московская область
Журнал "Инспектор по делам несовершеннолетних"
Made on
Tilda