В наших журналах

Ключевые аспекты индивидуального сопровождения детей «группы риска». Работа с семьей

Журнал "Инспектор по делам несовершеннолетних"
Е.Н. УСТИМЕНКО,
специалист Управления общего и среднего профессионального
образования Федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»   

Для педагогов-практиков в работе с детьми «группы риска» актуальным сегодня становится не только знание общих психолого-педагогических подходов, но, самое главное, – умение выявлять факторы риска конкретного ребёнка в контексте жизненной ситуации, анализировать причины его неблагополучия и выстраивать на этой основе планы по профилактике, коррекции и реабилитации. Для решения проблемы конкретного ребенка и перевода его из «группы риска» в группу «норма» необходима организация индивидуального сопровождения.
К «группе риска» относится категория детей, которые обладают слабой сопротивляемостью к факторам социального риска в силу возрастных и психологических особенностей и (или) имеющих дефицит социально-психологической поддержки. Они объективно (добровольно или нет) находятся в зоне реального или потенциального риска, проявляют различные формы социальной дезадаптации, выражающейся, главным образом, в педагогической запущенности и трудновоспитуемости вследствие нарушения их социализации.
В самом общем значении сопровождение – это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути. Сопровождение реализуется непосредственно в совместной деятельности, что принципиально отличает его от процесса управления, который может осуществляться извне и дистантно, без оказания непосредственной помощи, личного участия и заботы.
Когда ребенок, не имеющий достаточных ресурсов (внешних и внутренних), не может самостоятельно, без помощи взрослых, справиться с препятствиями, возникающими на его жизненном пути, когда к кризису возрастному прибавляются кризисы социальный и педагогический, ему становится необходимой помощь значимого взрослого, способного оказывать ему поддержку, защищать его права, активизировать его ресурсы.
Этим человеком может являться куратор-наставник. Он и будет сопровождать ребенка – с одной стороны, помогая ему решать возникающие проблемы и повышать шансы на жизненный успех, а с другой – обеспечивая процессы его развития (социализацию, индивидуализацию, социально-психологическую адаптацию).
Уточним, что по времени процесс сопровождения начинается с момента попадания ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, в поле зрения куратора и заканчивается выходом ребенка из трудной жизненной ситуации.
Важно отметить, что в одиночку куратору с такой работой не справиться. Необходим комплексный характер сопровождения, включающий в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих правовую защиту, социальную и психологическую помощь, педагогическую поддержку и обучение навыкам социальной компетентности.
В основе сопровождения лежит единство функций:
– диагностика возникшей проблемы;
– постановка социально-педагогического диагноза;
– постановка задач и определение действий по их решению;
– определение сроков, необходимых для разрешения выявленных проблем;
– составление совместно с ребенком Индивидуального плана сопровождения;
– организация работы с предполагаемыми субъектами сопровождения: ребенком, родителями, преподавателями, специалистами;
– разъяснение задач сопровождения и конкретного участия субъектов сопровождения в выполнении мероприятий плана (с обязательными сроками выполнения и указанием ответственного лица);
– получение согласия на выполнение мероприятий, подписание плана всеми субъектами (специалистами, куратором, родителем, ребенком).
Важно заметить, что педагогическое сопровождение необходимо осуществлять на основе интеграции воспитательного потенциала образовательной организации и социальной среды с опорой на ресурсы семьи, куратора, специалистов и внутренний потенциал ребенка. Что касается ребенка, то его необходимо научить разбираться в сути проблемной ситуации, вырабатывать план ее решения и реализовывать намеченное (именно поэтому ребенок должен вместе с куратором составлять этот план, подписывать его, нести ответственность за его выполнение).
Опыт социально-педагогического сопровождения позволяет выделить основные направления деятельности куратора группы. Они следующие:
– формирование культуры здоровья;
– разрешение актуальных психологических проблем;
– преодоление затруднений в социальной адаптации;
– оказание помощи и педагогической поддержки в обучении и профессиональном самоопределении.
Замечу, что состояние здоровья ребенка рассматривается в процессе сопровождения как исходная позиция в решении всех остальных проблем развития.
Итак, напомню основные группы факторов риска, которые обусловливают дезадаптацию ребенка:
– медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);
– социально-экономические (многодетные и неполные семьи, семьи с несовершеннолетними родителями, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность детей к жизни в обществе – уход из дома, бродяжничество, безделье, воровство, попрошайничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);
– психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);
– педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, несоответствие темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).
Для того чтобы снять эти риски или их минимизировать, сопровождение детей «группы риска», подчеркну, должно носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах помощи трех видов: социальной, психологической и педагогической.
Предлагается следующий алгоритм работы по социально-педагогическому сопровождению:
1.                 Выявление детей (семей) «группы риска».
2.                 Диагностика детей (семей).
3.                 Постановка детей (семей) на профилактический учет.
4.                 Выстраивание доверительных отношений с ребенком (семьей).
5.                 Составление индивидуального плана сопровождения и согласование его со всеми субъектами сопровождения.
6.                  Реализация индивидуального плана сопровождения.
7.                 Оценка результатов работы.
На этапе сбора и обработки информации о ребенке (семье) используются диагностические методы:
1. Беседа – в социальной диагностике – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.
2. Опрос – устный и письменный (анкетирование).
3. Анкетирование – метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых.
4. Тестирование – специализированный метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную и качественную характеристику изучаемого явления.
5. Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (в порядке убывания или нарастания показателей), определение места в этом ряду каждого параметра.
6. Наблюдение – метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения и является важнейшим инструментом педагогической диагностики, предопределяющим успешность как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и куратора.
По результатам диагностики куратор определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах. Он четко понимает, какие потребности у ребенка не удовлетворяются, какие навыки требуют формирования, а какие – развития, какие у него проблемы в психологическом и социальном плане, в обучении.
Затем куратор приступает к сбору дополнительной информации об особенностях социальных условий тех учащихся, которые требуют особого внимания со стороны педагогов и сотрудников службы сопровождения.
Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» должно быть технологичным. Что это значит? Технология – это определенная последовательность действий, выполненных за определенный период времени и приводящая к определенному результату. Если в этой цепочке что-то нарушается, то ожидаемого результата не будет.
Кроме того, следует отметить, что эффективным социально-психолого-педагогическое сопровождение будет при обязательном соблюдении важнейших принципов. Эти принципы следующие:
создание педагогически организованной среды коллектива, выступающего институтом социальной реабилитации;
актуальность и практичность (занятия должны быть значимы для обучающихся, а приобретенные навыки легко применимы в их объективной реальности);
адекватная сложность (задания должны быть сложными, чтобы заинтересовать, и в то же время достаточно простыми, чтобы почувствовать успешность);
интегративность (оптимально, когда в группе не более 30% детей «группы риска» на контингент социально адаптированных и успешных детей);
постепенность (от контроля и опеки взрослых – к независимости и самостоятельности);
активность (от пассивных форм досуга через активную часть – к самостоятельной организации досуговой деятельности);
профессионализм (работа строится с участием профессиональных психологов, педагогов, социальных работников и учетом психологических особенностей детей «группы риска»);
включенность куратора в социальную сеть подростка;
приоритет социальной компетентности по отношению к функциональной грамотности (напомню, что речь идет об уровне знаний, умений и навыков, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде).
Рассмотренные выше принципы реабилитационной деятельности в рамках реализации рабочей программы воспитания не могут быть эффективными без активной позиции самого подростка – ведь в прошлом эти дети в основном ощущали себя объектами воспитания и дисциплинарного воздействия. Переход к событийной, субъектной жизненной позиции для них является очень важным. Мотивацией к этому переходу могут послужить восполнение потребности в личностной значимости, ощущение возможности самому повлиять на изменение ситуации к лучшему и комфортные ощущения в ситуации успеха.
В работе с данной категорией детей является эффективным включение в реабилитационный модуль рабочей программы воспитания групповых тренингов и индивидуальных занятий с психологом. Тренинги строятся с учетом возрастных и психологических особенностей детей. В них обязательно входит блок личностного развития («Кто Я?, «Какой Я?»), межличностных отношений (толерантность, эмпатия, конфликтность, комфортность и т.д.).
В формировании у обучающихся успешности, адекватной самооценки, социальных компетенций, нормативности поведения, социальной активности особую роль играет реабилитационная работа. Наша задача – создать для этого необходимые условия (доверительные отношения, психологически комфортная среда, значимая деятельность) и включить в структуру рабочей программы воспитания реабилитационный модуль.
 Дети «группы риска» остро нуждаются в педагогической помощи и поддержке. Но обеспечить процесс их эффективного индивидуального сопровождения возможно только вместе с родителями. Получить от детей быстрее и надежнее доверие можно, только выстроив доверительные отношения с родителями. А чтобы грамотно подойти к планированию и организации работы с родителями, необходимо знать основы регулирующих работу с родителями нормативных документов федерального и регионального уровней (Семейный кодекс РФ, Закон об образовании в РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года). Кроме того, важно знать типологию неблагополучных семей.    
Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются так называемые «трудные» дети.
Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:
1. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:
– конфликтные семьи;
– проблемные семьи;
– асоциальные семьи;
– аморально-криминальные семьи;
– семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).
2. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные):
– внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.
Это знание поможет найти подход к каждому родителю, снизить риски семейного неблагополучия и заложить в основу взаимодействия семьи и куратора группы принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Сегодня работа с родителями требует от педагогов специальной социальной компетентности и технологического обновления, применения, наряду с традиционными формами (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания), современных эффективных форм работы (практикумы, ролевые игры, тренинги, психологические игры, дискуссии, совместный просмотр кинофильмов с последующим обсуждением). Это будет способствовать повышению качества взаимодействия в триаде «педагог – учащийся – родитель», а значит – успешности социально-педагогического сопровождения детей, в том числе «группы риска».

Made on
Tilda